?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свяшенник Даниил Сысоев о согласии Отцов Церкви.

Критерии истинности информации и правильности ее интерпретации.

Если информация имеет полное соответствие с текстом Священного Писания, то она истинна. Критерии же правильности понимания текста Священного Писания – это проверка Святым Духом и соответствие пониманию святых отцов Церкви. Когда мы проповедуем Евангелие, мы проповедуем не просто христианство – мы проповедуем веру святых апостолов, пророков и учителей Церкви, которая называется «православие». Это та самая вера, которую дал нам Господь – через пророков, апостолов и, главное, через Христа Спасителя – Сына Своего. Именно поэтому свою веру мы должны черпать в Божественном Откровении. А оно имеет две составляющие: Священное Писание и Священное Предание.

Когда мы объясняем некое учение Церкви, мы должны в обязательном порядке обосновать его из слова Божия. Это необходимо потому, что Слово Божие есть прямая речь Бога, звучащая в настоящем времени: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6, 63–65). Слышите? Господь говорит: «Слова мои – дух и жизнь». Поэтому существует правило ежедневного чтения Священного Писания. В этом же причина того, что очень многие нарушают это правило: они боятся того, что скажет им Бог. Зачастую людям не хочется слышать этого. Известно, что человек, не читающий Священное Писание, отдаляется от Церкви. Ему тяжело слышать Бога, ему тяжело там, где Бог рядом находится.

Само Слово Божие, цитируемое нами, обладает собственной внутренней живой силой, которая реально действует на людей. Вспомним знаменитую историю о том, как Антоний Великий решил стать монахом. Он шел к себе на поле и случайно зашел в храм, где в это время читали слова Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). Он вышел из храма, пошел, продал все, что имеет, раздал нищим и ушел в монастырь. Т.е. само Слово Божие оживило человека. Именно поэтому мы всегда цитируем Священное Писание. Вот слова святого Кирилла Иерусалимского: «Если я говорю тебе что-то, не основанное на Священном Писании, не верь мне».
Вторая составляющая Божественного Откровения – Священное Предание. Часто приходится слышать: «Это ваши интерпретации!», – или: «Мы так понимаем, вы так понимаете – у каждого своя правда, у каждого своя точка зрения. У нас у всех есть право на свою точку зрения». Модная теория – «теория теологуменов», которая говорит о том, что существуют частные богословские мнения, а богословие – это наука творческая. На самом деле это ложь. Слово «теологумен» изобретено в XIX веке Адольфом Гарнаком. В православие оно впервые введено Василием Васильевичем Болотовым. Со святоотеческим учением оно ничего общего не имеет. Святые отцы разделяли мнение Церкви и частные богословские мнения. Для святых отцов частное богословское мнение – это мнение, не одобренное Вселенской полнотой и чаще всего ошибочное.

О Священном Предании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Апостол повелевает стоять и держаться Предания, которым научены или словом, или посланием. «Словом» – это устное Предание, а письменное Предание – это Священное Писание. Это высшая часть Священного Предания Церкви. Библейское обоснование обращения к святым отцам таково: «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям– возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Пс. 77, 5–8). Это закон, положенный Богом, – передавать от отцов к детям, которые в свою очередь передадут своим детям, верность Богу, воспоминания о Его чудесах. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида.
Подавляющее большинство наших догматов говорят о чудесах Божиих. О самом Боге говорят догматы о Святой Троице и о свойствах Бога. Все остальные – о великих чудесах Бога. Православие без чудес – несуществующая религия. Без чудес оно умрет сразу же. Без чудес от Символа Веры ничего не останется. Догматы Божии были сформулированы окончательно и бесповоротно в день Пятидесятницы. Пятидесятница – день завершения догматического богословия, потому что большего Откровения, чем Боговоплощение и сошествие Святого Духа, нет в природе. Поэтому и называет Церковь Пятидесятницу «конечный праздник». Последующие Соборы проходили не для того, чтобы заново что-то определить. Их задача была отсекать ложные толкования: чисто консервативная задача – отсекать. Формулировки были даны для того, чтобы отделять, определять. Определять – значит ставить пределы, показывать, как не должно понимать. Почти все определения Соборов были связаны с анафемами: «Если кто-либо будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!», «Если кто-либо не будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!».
Само Откровение дано однажды и навсегда святым, и новейшего Завета не будет. «Подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1, 3). Сказано именно «однажды», а не «многажды» преданную святым. О том что догматическое развитие завершилось, прямо сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1, 1–4). Итак, величайшее откровение дано в Сыне – в Христе. Это последние дни, знак последних времен – величайшее Откровение, данное через Сына Божия.
Миссионер не имеет права употреблять термин «последние дни» в смысле, отличном от значения того, что последние дни есть время, когда Бог непосредственно действует в этом мире, когда вечность врывается во время. Последние дни наступили с момента Боговоплощения. Поэтому в день Пятидесятницы апостол Петр сказал: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 16–17). И если нас спрашивают «когда наступят последние дни», мы должны ответить так: «Последние дни наступили 2000 лет назад, Завет уже дан!»
Откровение содержится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. Любое философское внецерковное учение ложно уже по факту своего возникновения. Если некое учение возникает вне церкви, его истинность можно не обсуждать. Все внецерковные учения ложны потому, что Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 14–16). Прямо сказано «столп и утверждение истины» – это Церковь. Как и в катехизисе записано: «Не должно искать истину вне Церкви, когда как в богатую сокровищницу апостолы положили все необходимое для спасения». Таким образом, внецерковные учения неистинны по факту своего происхождения. Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной истины быть не может. Помните вопрос Понтия Пилата «что есть Истина»? Этот вопрос не имеет смысла, поэтому Христос и молчал. Вопрос имеет смысл только в таком виде: «Кто есть Истина?» Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина.

http://azbyka.ru/katehizacija/instrukciya-dlya-lovca-chelovekov.shtml#n18

Метки:

Profile

1damer
Андрей

Latest Month

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko