Андрей (1damer) wrote,
Андрей
1damer

Category:
  • Mood:

Золото на голубом (к вопросу о символике православных куполов).

Просто мой реферат.

Православные христиане - странники и пришельцы, если не сказать больше – инопланетяне. Наша Родина – не Россия, не Греция, не Америка, наша Родина – на небесах, за пределами этой вселенной. Всё церковное пронизано памятью об этой истине. Священное Писание и Священное Предание свидетельствуют нам о том, что эта вселенная не создана для блаженства. Действующая вселенная – это гостиница, построенная специально для православных христиан, чтобы они могли лучшим образом подготовиться к своему возвращению домой.

Православный храм – это посольство Неба на земле. Здание посольства уже издали напоминает нам, гражданам неба, о нашей Родине, ибо мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:19-21).

Одним из таких напоминаний о нашей Родине являются звезды на голубых куполах храмов. Звезды в православной традиции (Священное Писание и Священное Предание) символизировали либо ангелов, либо святых, «которые соделают многих праведными, т.е. отвратят от язычества, просветятся славою, какою облекутся при конце мира во век» (Преп.Ефрем Сирин). Свет этой славы святой пророк Даниил сравнивает со светом утренних звезд: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3). Стать звездой, сиять как звезда - это значит получить на небесах от Бога награду за миссионерские труды: обращение язычников к свету Евангелия. И это не какая-то романтика или идеализм, а христианские прагматизм и универсализм.

Золотые звезды на голубом куполе как бы призывают граждан неба помнить слова Господа: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мар.13:33-37).

Вера без дел мертва, говорит святой апостол Иаков. Золото на голубом – это не только обещание награды за дело проповеди, но и призыв к подвигу веры, достойной пророков и апостолов. Добрый и верный раб всегда должен помнить, что за верность в малом Бог поставит над многим и скажет: «войди в радость господина твоего» (Матф.25:21).

Святой апостол Павел свидетельствует: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор.15:40-42).
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на это место спрашивает: «К чему здесь эти слова? Для чего (апостол) от воскресения тел уклонился к речи о звездах и солнце? Не уклонился он и не отступил от предмета, — нет, — а еще продолжает говорить о нем. Доказав истину воскресения, он теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно, и разделяет все на две части — на тела небесные и на земные. Примером пшеницы он доказал, что тела воскреснут; а здесь доказывает, что не все они будут в одинаковой славе. Как неверие воскресению делает людей сонливыми, так и то мнение, что все удостоятся одинаковой участи, делает их беспечными. Потому он исправляет то и другое; о первом сказал выше, а о последнем начинает говорить теперь. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, также — что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление — на праведников и грешников — он делает в словах: телеса небесная и телеса земная, разумея под земными последних, а под небесными первых. По том показывает различие между самими грешниками в словах: не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц; хотя все они — тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в самом устройстве. Сказав об этом, он опять обращается к небу и говорит: иная слава небесных, иная земных. Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие не малое, но простирающееся даже до последних (звезд); есть различие не только между солнцем и луной, между луной и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в царстве (небесном), но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: так и при воскресении мертвых (ст. 42). Что — так? Будет такое же великое различие».

Раскроем нашу мысль, что сине-голубые купола со звездами символизируют проповедников Евангелия, на примере Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Успенский собор строился при царе Иоанне Грозном и его сыне Федоре (1559-1585). Стены, своды и пилоны храма покрывает роспись на сюжеты священной истории. Большая часть фресок изображает события, связанные с Успением Пресвятой Богородицы. История появления праздника Успения описана у преп. Иоанна Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери», в частности там приводятся следующие слова иерусалимского епископа Ювеналия: «…из древнего [и] достовернейшего предания мы узнали, что во время Её Славного Успения все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с божественной и небесной славой [Пресвятая Богородица] предала Свою святую душу в руки Божий неким неизреченным образом. Богоприемное её тело, вынесенное и погребённое с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение».

Итак, мы видим, что Самим Господом Иисусом (центральный купол в нашем случае) «в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим» апостолы, проповедовавшие в четырех концах земли (четыре купола). Собраны для того, чтобы проститься с Пресвятой Девой Марией.

Евангелия ничего не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Мы знаем, что Христос на Кресте усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).

Святитель Иоанна Златоуст на день Пятидесятницы произнес проникновенную проповедь, в которой опять сравнивает апостолов со звездами: «Сегодня у нас земля сделалась небом, не потому, что звезды сошли с неба на землю, но потому, что апостолы взошли превыше небес, так как излилась благодать Духа. Господь сделал небом вселенную, не изменив естества, но восстановив человеческую волю. Он нашел мытаря – и из него сделал евангелиста; нашел богохульника – и изменил в апостола; нашел разбойника – и ввел в рай; нашел блудницу – и сделал ее честнее девы: нашел волхвов – и превратил в евангелистов; изгнал порок – и ввел добродетель; принес Божию благодать. Земля сделалась небом. И что такое звезды по сравнению с апостолами? Звезды – на небе, апостолы – превыше неба. Помышляйте о "горнем, где Христос сидит одесную Бога" (о вышних, идеже есть Христос, одесную Бога седя) (Колосс. 3: 1). Звезды – от чувственного огня; апостолы – от огня духовного. Звезды сияют ночью, а днем не видны; апостолы же посылают лучи своего света и днем, и ночью. Когда появляется солнце, звезды скрываются; апостолы же блещут своими лучами и в то время, когда сияет Солнце правды. Звезды при воскресении упадут, как листья; апостолы же тогда будут восхищены на облаках. Среди звезд одна – вечерняя, а другая – утренняя; среди же апостолов – ни одного "вечернего", но все "утренние". Поэтому апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиной, не разрешается в землю. Об этом свидетельствуют самые дела» (Слово первое).

Некоторые говорят, что синие купола со звездами, которые венчают храмы, посвящены Богородице, так как звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Однако о рождении Младенца напоминает одна звезда, а на голубых куполах звезд много. Или чаще говорят о том, что купол храма символизирует купол небес. Что вообще храм – это маленькое изображение Вселенной, где купол показывают мирную твердь неба с установленными на ней Богом светильниками – звездами. Однако символика церковного искусства может быть адекватно объяснена только на основании церковной традиции. А традиция говорит о том, что звезды на голубом небе – это символ апостолов и шире – всех святых, проповедников Евангелия. Об этом свидетельствует и литургическое предание. Так в каноне святому апостолу Филиппу мы слышим: «Яви́лся еси́ велича́йшая звезда́, Фили́ппе сла́вный, и тралли́и удобре́ние, в не́йже те́ло твое́ честно́е лежи́т, содева́я чуде́с пресла́вная, му́дре, на просвеще́ние благочести́вно блажа́щих тя́», «яко све́т, я́ко звезда́, я́ко вели́кое со́лнце, свеща́тельными заря́ми обте́кл еси́ вселе́нную, возвеща́я Боже́ственное пропове́дание: во тралли́ю же Аси́йский гра́д прише́д, ему́же во́ждь бы́в, бла́же́нне, в не́м усну́л еси́», «Крест и сме́рть и Воскресе́ние изба́вителя, бли́жним и да́льним возвести́л еси́, не́бо озвезде́нное бы́в, Боже́ственными светлостьми́ блиста́ющеся, Фили́ппе апо́столе Христо́в досточу́дне».

При этом сами храмы с голубыми куполами и звездами могут быть посвящены самым разным церковным событиям и праздникам. Н-р, известны такие храмы как церковь в честь свв.ап.Петра и Павла в Ясеневе (Москва), Крестовоздвиженский собор Юрьева монастыря (под Великим Новгородом), храм св. Георгия Победоносца в селе Игнатьево и мн.др. Но независимо от того, какому празднику посвящен престол храма, звезды на голубых куполах призывают нас помнить о небесном, ведь «наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил.3:20-21).

Tags: Золото на голубом (к вопросу о символике
Subscribe

  • Немыслимая серьезность правды Христовой

    (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве, принявшем мученическую смерть за Христа 19-20 ноября 2009 года). Рождественские чтения. Я впервые…

  • Баснописец И.А.Крылов против ислама

    В конце 18 века в России выходил журнал «Почта духов». Основным его автором был известный баснописец Иван Крылов. По форме статьи журнала…

  • Национальная идея России

    Национальная идея России — умножение русского народа (государственнообразующего), а также других коренных народов страны. В сер.19 века в России…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments