Андрей (1damer) wrote,
Андрей
1damer

Categories:

Душевное и духовное в светской и воскресной школе.

Хочется поделиться некоторыми наблюдениями над работой Воскресных школ и введением ОПК в школах.

Воскресные школы.

Главное наблюдение - это появление некоей тенденции, подмены.

Очень часто в Воскресных школах происходит подмена духовного на душевное. Вместо Закона Божия преподают православную культуру. Вместо законоучителей учителя по истории России. Вместо Житий святых нравственные рассказы современных авторов.  Вместо святости душевность. Вместо церковно-приходских школ детско-юношеские центры.  

Часто дети поют, танцуют, плетут бисером узоры, а собственно преподавание Закона Божьего сводится к культурологическому курсу: поделки ангелов, раскраски... В лучшем случае есть патриотическое воспитание, но почти невозможно найти по-настоящему трудовое воспитание, когда дети (скажем 9-12 лет) учатся не бисероплетению, а кройке и шитью. Учатся тому, что в реальности пригодится в жизни. Мы на самом деле портим своих детей, отводя их в разные ДЮЦы, где они поют-танцуют-рисуют, а потом не могут обед приготовить, молнию пришить, защитить ближнего, гвоздь прибить.

Тем более мало кто считает нужны преподавать богомыслие, Закон Божий, уранополитизм, если хотите.

Я считаю, что в Воскресных школах в первую очередь должен преподаваться Закон Божий. Естественно такие предметы как церковнославянский язык, церковное пение также должны быть. За этим должны следить викарные епископы, настоятели, ответственные церковнослужители.  А кто критикует Закон Божий за скучность, сами и являются наискучнейшими преподавателями своих "индивидуальных наработок".

Государственные школы.

Что касается государственных школ, то хорошо если там будет преподаваться ОПК, но еще лучше если там будет Закон Божий. Именно такую цель нужно ставить. В будущем родители должны выбирать для своих детей Закон Божий, а не культурологический предмет. Хотя даже пользуясь учебником Кураева, можно преподавать по сути Закон Божий. Всё зависит от учителя.

Есть три проблемы в государственной школе:

1) Непонимание директорами школ того факта, что подавляющее большинство людей нашей страны - это русские люди, культурно относящиеся к Православию. Предмет "светская этика" - культурологически нерусский. Поэтому в учебнике трудно найти цитаты из русских писателей, в основном одни иностранцы. Учебник по светской этике очень бедный, 90% иллюстраций - это фотографии людей, немного еды и спорта. И ничего святого. В лучшем случае фото ребенка, переводящего бабушку через дорогу. В учебнике пропагандируется, что каждый сам может решать, что для него хорошо и что плохо. В результате умножились споры учеников с учителями о том, справедливо или несправедливо им поставили оценку. (их, впрочем, и так  хватало).

2)  Боязнь учителей государственных школ преподавать ОПК. Это хорошее чувство в учителе, когда он понимает ответственность за воспитание и образование ребенка. Решение проблемы: во взаимодействии районной школы с ближайшим храмом (Воскресной школой). Задача учителя нелегкая. Как сказать о Боге в светской школе?

Как раз здесь возможна другая опасность: светскость заползет в Воскресную школу. Но то, что приемлемо в государственной школе,  неприемлемо в Воскресной школе. И наоборот. Я считаю, что в обозримом будущем не стоит говорить на уроках ОПК о таинствах. Не стоит и молиться перед началом и концом занятий. В этом собственно и отличие ОПК от Закона Божьего. Но в будущем (в каком?), такое вполне возможно. Например, в некоторых государственных школах Тамбовской области есть кабинеты духовно-нравственной культуры, а кое-где есть даже молельные комнаты для учащих и учащихся.

Кстати, в Тамбовской области, где выбор ОПК 90%, мигранты также выбирают для своих детей этот компонент.Они говорят: "мы живем здесь и должны знать вашу культуру". А в Москве, где родители не выбирают ОПК для своих детей, а чиновники от Образования врут, завышая проценты, растет уровень межрелигиозной и межнациональной напряженности.

3) Нежелание родителей выбирать для своих детей ОПК. При этом сами родители отнюдь не нерелигиозны. Они могут и в храм ходить, хотя чаще ходят к бабкам, читают оккультную литературу...

Что делать?

Я предлагаю объединяться законоучителям, т.е. тем, кто считает, что в Воскресных школах нужно преподавать Закон Божий. Делиться своими наработками. Обсуждать, как мы можем проповедовать Христа, учить Его заповедям. Как противостоять проникновению душевного секуляризма в духовные учреждения.  
Tags: Воскресная школа, ОПК
Subscribe

  • Немыслимая серьезность правды Христовой

    (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве, принявшем мученическую смерть за Христа 19-20 ноября 2009 года). Рождественские чтения. Я впервые…

  • Баснописец И.А.Крылов против ислама

    В конце 18 века в России выходил журнал «Почта духов». Основным его автором был известный баснописец Иван Крылов. По форме статьи журнала…

  • Национальная идея России

    Национальная идея России — умножение русского народа (государственнообразующего), а также других коренных народов страны. В сер.19 века в России…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 83 comments

  • Немыслимая серьезность правды Христовой

    (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве, принявшем мученическую смерть за Христа 19-20 ноября 2009 года). Рождественские чтения. Я впервые…

  • Баснописец И.А.Крылов против ислама

    В конце 18 века в России выходил журнал «Почта духов». Основным его автором был известный баснописец Иван Крылов. По форме статьи журнала…

  • Национальная идея России

    Национальная идея России — умножение русского народа (государственнообразующего), а также других коренных народов страны. В сер.19 века в России…