1damer

Categories:

Смертная казнь как проявление милосердия

 Какими станут отношения в обществе, если в стране будет отменен мораторий на смертную казнь? Почему  до сих пор смертная казнь для нас является камнем преткновения? Люди начинают спорить, выяснять отношения друг с другом, часто не понимая, что говорят о разном. Предлагают больше не поднимать эту сложную тему. Но проблема от этого не исчезает. Связана она с нашим отношением к жизни и смерти, к  преступнику и его жертве, к судье и палачу.  

  Нельзя не согласиться со словами преподобного Ефрема Сирина: «кто жалеет убийцу, ненавидит его жертву». Как исправить убийство? Никак, если мы отменяем смертную казнь. А это в свою очередь порождает безнаказанность. Но цена человеческой жизни - только другая жизнь.   Смертная казнь исправляет убийство. Делает его как бы не бывшим. Восстанавливает справедливость. Этот закон основан не только на общечеловеческом этическом принципе талиона, но также имеет серьезные основания в Священном Писании христиан. 

Смертная казнь за конкретные преступления установлена Богом. Так еще в раю за вкушение от дерева познания добра и зла была установлена смертная казнь («в день, в который вкусишь от древа, смертью умрешь»). Человек согрешил, и смертный приговор, хотя и с отсрочкой, был приведен в исполнение. Адам стал смертным и был изгнан из рая.  Так мы видим, что уже на земле должен был совершаться суд Божий. 

Из книги Бытия, мы видим, что преступники сначала получали наказание в виде изгнания, удаления от общества. При этом никогда не переставал звучать призыв к покаянию. Праведный Ной, строивший Ковчег, называется апостолом Петром «проповедником правды», но никто не откликнулся на его проповедь. Поэтому и наступает Всемирный Потоп для всего человечества. Призыв к покаянию - это не только чьи-то слова, но в том числе и  смертный приговор, который несет в себе функцию исправления человека.  

Из этой библейской истории мы должны сделать вывод, что исправляет не только слово проповеди, но и наказание. Всенародные преступления Бог излечивает всенародными казнями. 

Невинно пролитая кровь оскверняет землю и требует отмщения: «Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее» (Чсл. 35:33). 

В книгах Ветхого Завета мы видим, что Бог установил смертную казнь за конкретные преступления (умышленное убийство, прелюбодеяние, гомосексуализм, изнасилование, богохульство, хамское отношение к родителям). В начале первого тысячелетия Иисус Христос, который сказал, что не одна черта и йота не прейдут из Закона, обличает фарисеев именно за отмену смертной казни. По словам Христа, на разбойника нужно ходить с вилами и кольями. Благоразумный разбойник, распятый рядом с Ним, был приговорен к смерти и раскаялся.  Хотя у другого разбойника, настолько он был озлоблен, не было и раскаяния.  

Сегодня, когда в российском суде, оглашается приговор убийцам, мы слышим слова о пожизненном заключении. При этом сами осужденные  либо нередко ухмыляются или радуются, либо спокойны как крокодилы. В самом деле, у них остается надежда на побег, беспроблемное существование в тюрьме на деньги налогоплательщиков или даже УДО. В судах США нередко можно видеть другую картину: одни убийцы искренне перед смертью раскаиваются, рыдают, а другие трясутся от бессильной злобы. Всё повторяется точь-в-точь как на Голгофе, где встречаются милость и истина. 

Но не так в российских судах, когда вместо смертной казни террориста, серийного маниака отправляют в тюрьму или вообще признают невменяемым. Тогда суды не способствуют восстановлению справедливости в обществе и исправлению убийц. Если мы хотим жить в справедливом обществе, мы должны в основу законов положить законы Божией правды, а не выдумки неизвестных правозащитников. Надо ли объяснять почему, именно маркиз де Сад был одним из первых, кто выступал в 18 веке за отмену смертной казни?

Так почему же нас больше тревожит жизнь убийцы, а не его жертвы? Тревожит так, что мы не думаем о его исправлении, а думаем скорее о сохранности его жизни. Всё дело в нашем жестокосердии. Отказ от смертной казни - это неверие в воздаяние после смерти, это неверие в покаяние, неверие в изменение человека, неверие в справедливость и милосердие Божие. Ведь сама смертная казнь - это проявление высшего милосердия к убийце. Ее неизбежность вызывает у него чувство раскаяния, с которым он переходит в вечность. Наконец, только смертной казнью можно оценить жизнь, которую забрал убийца. 

 «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19), - говорит Господь. Но говорит для того, чтобы не было ЛИЧНОЙ ненависти человека к человеку.  Иисус Христос не отменяет государство, судопроизводство, смертную казнь.  Более того, Он Сам проходит через все эти этапы, будучи невинно осужденным и распятым. Если Его крестный путь мы будем трактовать, как отмену воздаяния за человеческие преступления в этой жизни, то мы придем к толстовским идеям и слабому государству, которое  рано или поздно захватят революционеры и террористы. 

Государство призвано восстанавливать в обществе справедливость с помощью власти меча ("начальник не напрасно носит меч"). И нет власти не от Бога. Поэтому судья, выносящий смертный приговор (в соответствии с Законом Божиим), творит Божью Правду.   

 А как же быть в случае судебной ошибки? Как быть если невинно пострадает человек, осужденный за преступление, которое он не совершал? Такой вопрос часто встает при обсуждении настоящей проблемы. Рассмотрим и его. Если принять этот аргумент и последовательно довести его исполнение в правоохранительную систему, мы должны будем вообще отказаться от тюрем и колоний.  Ведь никто не вернет годы заключения человеку, которого по ошибке пожизненно посадили. Или даже на один год. Невозможно вернуть время. Но здесь мы принимаем истину, что судебная ошибка не отменяет необходимость наказания.  

Ошибочный приговор равен по своей преступности несчастному случаю (если не было установленного умысла). И наказание должно быть соответствующее: лишение должности или колония для самого судьи, вынесшего несправедливый приговор по своей халатности. Могут спросить: А как жить судье, который по ошибке вынес такой приговор? И на это можно ответить таким же вопросом: А как жить человеку, который случайно или по неосторожности сбил на смерть на своей машине человека? Запретить всем ездить на машинах? Но тогда машины Скорой помощи не смогут спасти тысячи людей. Так и со смертной казнью. Одна или даже две ошибки не могут отменить необходимость смертного приговора  десяткам, а в наше время сотням и даже тысячам убийц. 

Ведь в большинстве случаев осуждают виновного. Проводится работа органов дознания, следователей, оперуполномоченных, криминалистов - огромного количества людей. Если все они так часто ошибаются, то тогда они вообще не нужны.  Однако как сказал апостол Павел: «начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:3).

  В заключение, стоит сказать не только о судье, который выносит приговор, но и о палаче, который его будет исполнять. Смертную казнь должны совершать несущие воинскую службу. Потому что убийство и работа палача - это совсем не одно и тоже. Палач не хочет убивать, он хочет творить справедливость. Конечно, наши представления о справедливости отличаются от Правды Божией. Поэтому-то список преступлений, за которые в обществе должна полагаться смертная казнь, должен быть тщательно выверен на непротиворечивость со Словом Божием. Как и солдату после боя, палачу нужен священник, одобрение общества, решение власти для безболезненного для своей души исполнение долга. В целом палач должен чувствовать то же самое, что и солдат, исполняющий свой воинский долг. 

И последнее. Особо тяжкое преступление, смертный приговор еще не означают, что у человека не должно быть возможности получить помилование. Как это будет проходить? Кто будет принимать решение о помиловании? Кто будет оценивать степень раскаяния преступника? На эти вопросы мы может быть прямо сейчас и не найдем ответы. Представляется, что после возвращения к смертной казни, общество всерьез задумается и о других важных вопросах. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened